55.
(09.09.2005 15:36)
0
а вот тебе от меня
Сэмуэл Беккет Экспромт в стиле Огайо
Пьеса в одном действии С. - слушающий. Ч. - читающий. Чрезвычайно похожи друг на друга. В центре сцены - освещенный стол. Все остальное погружено во тьму. Стол простой, деревянный, приблизительно два метра на метр. С сидит к длинной стороне стола лицом, справа (если смотреть из зри- тельного зала). Склонив голову, подпирает ее правой рукой. Лица не вид- но. Левая рука лежит на столе. Длинное черное пальто. Длинные белые во- лосы. Ч сидит за столом у короткого края стола, виден зрителю в профиль, повернут вправо. Склонив голову, подпирает ее правой рукой. Левая рука лежит на столе. Перед ним на столе книга, открытая на последней страни- це. Длинное черное пальто. Длинные белые волосы. На середине стола лежит черная широкополая шляпа. Медленно зажигается свет. Проходит десять секунд. Ч переворачивает страницу. Пауза. Ч. (читает). Мало что осталось рассказывать. В последний раз... С. стучит левой рукой по столу. Мало что осталось рассказывать. Пауза. Стук. В последний раз, пытаясь облегчить свои страдания, он переехал из то- го места, где они так долго жили вдвоем, в единственную комнатку на дру- гом берегу. Из единственного окна он видел оконечность Лебединого остро- ва. Пауза. Непривычная обстановка, надеялся он, принесет облегченье страданий. Непривычная комната. Непривычный вид. Выходить, видеть то, на что никог- да не смотрели вдвоем. Возвращаться к тому, что никогда для них не было общим. Все это, отчасти, надеялся он, отчасти принесет облегченье стра- даний. Пауза. День за днем люди видели, как он медленно мерил шагами остров. Час за часом. В длинном черном пальто, независимо от погоды, в старой шляпе, какие некогда носили художники. Доходил до края, останавливался, смотрел на бегущие волны. В бойких вихрях сливались две реки и вместе бежали дальше. И, повернувшись, он медленно брел от берега прочь. Пауза. В снах... Стук. И, повернувшись, он медленно брел от берега прочь. Пауза. Стук. В снах ему было предостереженье против такой перемены. В снах явля- лось любимое лицо, был неслышный голос: "Останься там, где мы так долго были одни, вдвоем, моя тень утешит тебя". Пауза. Но разве нельзя было... Стук. Являлось любимое лицо, был неслышный голос: "Останься там, где мы так долго были одни, вдвоем, моя тень утешит тебя". Пауза. Стук. Но разве нельзя было вернуться? Признать свою ошибку и вернуться ту- да, где они были когда-то так долго одни, вдвоем? Одни, вдвоем и едины во всем. Нет. То, что он сделал один, он не мог переделать. Один. Пауза. И в этой крайности к нему снова воротился давний страх ночи. Такой давний, что он про него уж и думать забыл. (Пауза. Вглядывается в стра- ницу.) Да, такой давний, что он про него уж и думать забыл. Но теперь еще вдвое страшней стали роковые симптомы, подробно описанные на страни- це сороковой в четвертом абзаце. (Листает страницы обратно. . останавли- вает его левой рукой. Ч возвращается к оставленной странице.) Бессонные ночи стали отныне его уделом. Как в пору юности сердца. Не спать, боять- ся уснуть, пока (переворачивает страницу) не займется заря. Пауза. Мало что осталось рассказывать. Однажды ночью... Стук. Мало что осталось рассказывать. Пауза. Стук. Однажды ночью, когда он сидел, сжав голову руками, и весь трясся, - к нему явился некто и сказал: "Я послан, - он назвал любимое имя, - тебя утешить". Потом он вынул из кармана длинного черного пальто потрепанный томик и читал до зари. А потом, не сказав ни единого слова, исчез. Пауза. Через какое-то время он снова явился, в тот же час, с тем же томиком, и тут уж без всяких преамбул читал всю долгую ночь напролет. А потом, не сказав ни единого слова, исчез. Пауза. Так время от времени он являлся нежданно и читал печальную повесть, убивая долгую ночь. А потом исчезал, не сказав ни единого слова. Пауза. Ни единым словом не перемолвясь, они двое стали - одно. Пауза. И вот однажды ночью книга была закрыта, в окно входила заря, но он не исчез, он остался и молча сидел за столом. Пауза. Наконец он сказал: "Мне велено, - он назвал любимое имя, - чтоб я больше не приходил. Я видел любимое лицо, мне был неслышный голос: "Больше к нему не нужно ходить, даже если это окажется в твоей власти". Пауза. И вот когда грустная... Стук. Видел любимое лицо, мне был неслышный голос: "Больше к нему не нужно ходить, даже если это окажется в твоей власти". Пауза. Стук. И вот когда грустная история была поведана в последний раз, они оба остались сидеть, словно каменные. В единственное окно не вливала света заря. Ни звука пробужденья снаружи. Или, погрузясь кто знает в какие мысли, они ничего не замечали? Ни света дня. Ни шума пробужденья. В ка- кие мысли, кто знает. Мысли. Нет, не мысли. Провалы памяти. Погрузясь кто знает в какие провалы памяти. В беспамятство. Куда никакой не дос- тигнет свет. И звук. Остались сидеть, словно каменные. Когда грустная... история была поведана в последний раз. Пауза. Нечего больше рассказывать. Пауза. Ч хочет закрыть книгу. Стук. Книга остается открытой. Нечего больше рассказывать. Пауза. Ч закрывает книгу. Стук. Молчание. Проходит пять секунд. Каждый кладет правую руку на стол, оба поднимают головы и смотрят друг на друга. Пристально, без выражения. Проходит десять секунд. Медленно гаснет свет.
|